«Не судите по наружности», - гласит вековая мудрость. Но кто бы мог подумать, что молодой человек, артист, актер одного из самых престижных российских театров - Театра-мастерской Петра Фоменко, исполнитель чаще всего отрицательных ролей в нескольких популярных сериалах, красавец Илья Любимов – воин, мыслитель и даже богослов. Последняя работа Любимова в кино - главная роль в фильме «20 сигарет» режиссера Александра Горновского по сценарию Дмитрия Соболева, фильме, где за современной актуальной темой, модным, продвинутым стилем, молодежным клиповым форматом скрываются самые древние и важные темы…
- 20 сигарет в пачке у героя фильма, рекламщика Андрея. 20 сигарет он выкуривает в течение дня, такого важного в его жизни дня: в тот день должен был появиться на свет его сын. Вы помните, как начался тот день вашего героя?
- Первую сигарету Андрей закуривает в тот момент, когда говорит по телефону с женой, находящейся в роддоме. На ее вопрос «Ты куришь?», он говорит: «Нет, нет, что ты, я же обещал». И ровно через минуту после сказанных слов он, конечно же, закуривает…
- Он обещал бросить курить, наверное, потому, что с рождением ребенка хотел начать новую жизнь…
- Да, но он вступил в неравную схватку. Его противник намного сильнее, чем мы только можем себе представить. Это невидимый противник, с которым каждый день борется каждый человек. Заметьте, сигарета появляется в тот момент, когда герой озвучивает свой выбор пути, заявляет о первом шаге: «Да, я отказываюсь от курения. Ради чего? Ради слова, данного жене. Ради любимого человека». Герой хочет отказаться от чего-то во имя любви. Но, как только он произносит это, лукавый все выстраивает таким образом, что буквально через минуту он уже не в состоянии совладать с собой и закуривает свою первую за день сигарету.
- Кинематографическая пачка мистически меняется: число 20 превращается в 19. С каждой выкуренной сигаретой уменьшается и число на пачке…
- Сценарий фильма очень хитро составлен. Фильм можно условно разделить на двадцать поединков. Герой держит двадцать поединков, удивительным образом проигрывая каждый из них. На каждом этапе, озвучивая свою позицию, через мгновение он сдается, проигрывает и, как следствие, выкуривает еще и еще одну сигарету, тем самым незаметно предавая себя, наступая на горло самому дорогому, что есть в его жизни, неотвратимо теряя и себя, и свою любовь. И в результате - 20 проигранных поединков, а каждая сигарета отмечает окончание одного боя и начало следующего.
- То есть «20 сигарет» - кино о бесконечной слабости человека?..
- Это фильм о слабости, о грехопадении, я бы сказал, об отсутствии целомудрия у человека. Слово целомудрие я употребляю, используя старославянское значение «цельное мышление», «цельное мудрствование», умение видеть вещи в полноте, в целостности. «20 сигарет» - печальная история и во многом поучительная. В результате каждого поединка, теряя себя, герой получает что-то из благ материального мира, получает дары земные. Любимая тема Дмитрия Соболева - столкновение материального и духовного миров - в этом его сценарии выражена очень полно: герой приобретает славу и богатство этого мира, но теряет самое главное, по сути, он теряет свою бессмертную душу. От этого в финале картины мы слышим крик Андрея, крик души, направленный в небо. Он взывает к небу, потому как этот поединок между светом и тьмой он бесконечно проигрывает и теперь страдает. Как, впрочем, и каждый из нас. Андрей – один из тысячи, из миллиона. «20 сигарет» - это плач поколения, заблуждение поколения, его беда.
- Духовное и материальное, на ваш взгляд, антиподы. Но ведь христианство – это религия не противостояния, а возможности примирения этих двух, преображения материи духом. Может ли современный человек быть целостным?
- Насколько я понимаю, эти два мира никогда в сути своей не пересекаются, а создают конфликт внутри у каждого, кто стал на путь воина света. Христианство освобождает дух от страстей этого мира, который по большей части материален. Человек, носящий крест, понимает, что крест – это знак воина Христова, потому как внутри каждого из нас идет постоянная невидимая брань. Дух способен обуздать материю, равно как и материя способна погубить дух. Но мир этот хитро и тонко заползает в каждого из нас, идет нескончаемая борьба не на жизнь, а на смерть, именно на духовную смерть. Насколько просто в этой борьбе проиграть, насколько сложно заметить противника, потому что он гораздо сильнее и хитрее, весь материальный мир принадлежит ему…
- Князю мира сего… В финале фильма «Адвокат дьявола», где герой Аль Пачино, якобы побежденный персонажем Киану Ривза, в последний момент уловляет его на другой страсти: «Тщеславие, - говорит он, - мой любимый грех»…
- Поэтому история Андрея из фильма «20 сигарет» - история одной отдельно взятой невидимой брани одного дня - так актуальна и насущна. Легко забыть, к чему ты шел, легко потерять ориентир и потерять себя. И в тот момент, когда дух наш гибнет, погребаясь под обилием вещей, человекоугодия, карьерных восхождений, общественных признаний, душа человека вопиет, плачет. И это повторяется изо дня в день, из века в век. Финальный крик выводит эту историю за пределы времени, за пределы конкретного социума.
- В фильме мы видим, именно видим особый образ мышления героя - клиповое сознание. Он не может быть самим собой даже в своих мыслях, его подсознание – рекламные ролики. И даже своего ребенка он представляет в визуально решенном клипе. Кажется, такой образ мысли не был присущ предыдущим поколениям…
- В душу этого человека мир вошел полностью, его сознание занято исключительно его конструкциями. Герой идет по этой жизни, опираясь лишь на поверхность. Он, как и многие современные люди, не задумывается над смыслом существования, оперирует лишь атрибутами этого мира, в котором нет места духовности, истинной любви, зато есть многое другое. Именно этим он похож на наше поколение, практически - становится героем нашего времени.
Вроде бы неплохой парень, ни в чем ни перед кем не виноватый, а так низко упал. Я его не очерняю, но очень переживаю и сочувствую. Мало того, за каждым падением может следовать подъем.
- Да, он нарушил обещание, данное жене, и закурил. Но затем в его жизни обстоятельства начали складываться таким образом, что он в течение этого дня неоднократно оказывался в дурацкой, тупиковой ситуации. Ведь сначала он просто хотел соблюсти свои принципы на работе, кажется, он вовсе не хотел вступать в интимную связь с дочкой оскорбленной клиентки, совершенно не виноват в том, что ее похищают, не помышлял он и о предательстве…
- Когда мы говорим категориями «оказался вовлеченным», «вокруг него сложилось», «так получилось», мы как будто переносим ответственность на кого-то другого. А кто делал шаги, которые вели к этим обстоятельствам, кто принимал решения? Да, обстоятельства складывались таким образом, но не сам ли он сложил эти обстоятельства? Нет-нет-нет, я склонен думать, что человек все делает своими руками, судьба - это результат его действий, его поступков. Андрей мог остановить все, что происходило с ним: мог, например, не тщеславиться у себя в кабинете, ругаясь с клиенткой и подводя свою карьеру под обух. Он думал, что любит свою жену, он искренне в это верил, но, как выяснилось, ради любви он не может пожертвовать даже желанием выкурить сигарету. Он мог бы многое изменить в своей жизни, если бы у него был духовный противовес. Да, нам иногда подкладывают обстоятельства, с первого взгляда кажется, что князь этого мира выстраивает все так, что невозможно ничего изменить, но за человеком остается право обратиться к Тому, Кто всегда поможет, и с Его помощью сделать правильный шаг. Так что не бывает случайного падения кирпича на голову. Если такое случается, значит, ты сам пришел на это место. Это возлагает большую ответственность, но и дает надежду на то, что ты сам можешь что-то изменить в своей жизни.
- Человек, работающий в области бизнеса, рекламы, пиара не может жить цельной жизнью, когда он бесконечно что-то продает, невольно или вольно обманывая покупателей…
- Пусть первым бросит камень тот, кто безгрешен. Нет ни одного, кто оказался бы не обременен теми или иными своими пристрастиями, поступками, слабостями, мыслями. Но чем бы человек ни занимался, пусть даже по долгу службу он должен обманывать людей, но если он имеет противовес, хотя бы один помысел для раскаяния, для покаяния, – это уже первый шаг, чтобы оставаться человеком. Несмотря на все мракобесие, которое мы все без исключения творим, можно сохранять свою душу. Важно помнить о главном, иметь внутренний ценз. У моего героя не было даже этого малого. Но его незнание не освободило от ответственности. Это очень насущный момент для нашего поколения.
- У тех, кому не дано знание, «дело закон написано в сердцах»…
- Каждый человек порою чувствует, как странно томится его душа, как при внешнем благополучии в душе живет какая-то боль, лежит тяжелый камень, но мало кто обращает на эту боль внимание, мало кто советуется с этой болью. Голоса этого мира всегда говорят об одном: забудь обо всем, забудь о своих душевных болячках, живи спокойно, живи в свое удовольствие, расслабься. И человек, как правило, слушает эти голоса и заливает, закуривает, закалывает, задевает, запокупает эту душевную боль, делает все, чтобы ее не чувствовать. И никогда не пытается даже разобраться: почему же болит душа. Но потом приходится расплачиваться за все. Безапелляционно? Да. Но по этим законам живет мир, и не одну тысячу лет. И никогда не поздно и напомнить людям, что незнание не освобождает от ответственности. Есть знание, которое помогает жить, которое открывает глаза, дает возможность не упасть, а если и упасть, то встать и идти дальше, - знание, которое делает людей по-настоящему счастливыми. Наш герой весь фильм, как ему кажется, идет к своему счастью, а приходит на край бездны.
- Вы - актер, каждый день вам приходится скрываться за разными личинами, масками, играть, обманывать… Как это уживается с вашим мировоззрением?
- Я пытаюсь хранить свои внутренние чувства. В мире есть два института, которые помогают человеку залечить свою душу, сохранить ее. Это институт Искусства, который открыто смотрит на другой институт - Церковь. Искусство и вера - два столпа, на которых держится человечество. Ведя постоянную борьбу внутри себя, сквозь слезы и пот постоянно возвращая себя к свету, постоянно помня о главном, я иду, падаю, поднимаюсь и иду дальше. И независимо от того, какую роль я играю, какие реплики произношу, я стараюсь напоминать об этом людям. Моя мизерная миссия -только проорать, прокричать так, чтобы человек просто посмотрел на себя. Пусть не своими словами, не своим лицом, а в маске, я хочу напомнить человеку о том, что есть настоящая жизнь, чтобы он задумался, возможно, испугался или испытал другие эмоции. Я не считаю, что я кого-то спасаю, нет, это не мое дело, я просто ору, кричу о том, что волнует меня, кричу об этом с экрана, со сцены, надавливая на больную мозоль, заставляя задуматься...
- Предложения на какие роли вы принимаете?
- Я стараюсь не лукавить с собой, берусь только за то, что мне интересно. Проект – это большое количество людей, и часто, оценив группу и поняв, что с этой командой мне не удастся «посадить дерево», я отказываюсь от предложения, я понимаю, что в данном контексте я не смогу сделать главного. Не всегда все складывается. Да это и хорошо. Возвращаясь к фильму «20 сигарет», помните, у героя в этот день «сложилось» все, что он хотел: он все исправил, всего добился, но потерял что-то очень важное. Поэтому лучше иногда с чем-то не справиться, чем получить желаемое, но сохранить себя, что дает человеку право сказать: «Я живой».
Актер - это зеркало. У актера очень непростое ремесло, он говорит: «Заплатите мне деньги, и я покажу вам вас с такой стороны, с которой вы никогда себя не видели. Вот как вы выглядите снаружи – к этому вы привыкли, а вот как это выглядит изнутри. Страшно?!» И это видение оказывает удивительное терапевтическое действие на человека, - по крайней мере, он может остановиться и задуматься: «Неужели все это у меня внутри?» Актерство – миссия промежуточная, настоящее искусство всегда ведет к вере.
- Незабываем монолог о пчелиной матке персонажа Максима Суханова, босса Андрея, который он произносит в туалете. Это кошмар. Но гениальный кошмар.
- Максим удивительно подвижный актер, на ходу он трансформировал свой образ, исходя из того, что происходило у нас на площадке, исходя из того, каким был мой персонаж. Мы с ним говорили на одном языке, говорили про одно. Он сделал образ человека страшного, уже преступившего через последнюю черту, подписавшего сделку с другим хозяином, открыто демонстрирующего свой выбор, при этом мягко и невероятно дипломатично. Никто не сможет тягаться в умении говорить и убеждать с демонами. Увлекающий Андрея на новый путь, сулящий ему множество благ, он выступает как представитель тьмы. Когда я смотрел эту картину, мне показалось, что Максиму в этой его работе удалось взять другую, более высокую планку: он сыграл человека, который помнит и знает о серьезности этого выбора. И несмотря на то, что он уже стоит по другою сторону границы между добром и злом, через него удивительным образом передается тоска человека по свету. В мертвом человеке он сыграл живую, стремящуюся к теплу и к добру душу. Это поразительный эффект. Он играет представителя бесовщины, и в то же время в нем еще видна душа, видно, каким был этот самый Эммануил Петрович до своего выбора. Он сыграл понимание страха этого выбора, невозвратности этого решения. Именно поэтому он с такой осторожностью, с таким кошачьим дипломатизмом толкает этого несчастного рекламщика в бездну, тянет его за собой, одновременно скорбя по нем. Это несочетаемое сочетание Максиму удалось сыграть. Тоска по прежнему себе и невозможности вернуться.
- Еще один герой этого фильма – город, выражающий новые законы нового времени, обуславливающий среду действия героя.
- Москва – город беспрерывного течения, роста. Москва - это бурный поток, в который человек с удовольствием ввергается, захватывается в водовороты, плывет, редко против течения, но чаще всего он тонет. Единственное, что он может, - приподняться над этим потоком, увидеть, наконец, эту равнину, на которой понатыканы маленькие или большие домики. Увидеть, что это всего-навсего земля, маленькая точка планеты с текущей по ней замученной, задушенной бетоном, железом, асфальтом рекой. Выход один – приподняться, увидеть духом правду и найти свободу. Потому что иначе город погребет в себе. Образ города в фильме «20 сигарет» словно манипулирует героями, и не понятно уже, кто кого строит: люди город или мегаполис выращивает своих людей и диктует им свои законы.
Москва, конечно, мой любимый город. Но он настолько быстро меняется, и обаяние фильма «Я шагаю по Москве» остается только в удаленных уголках. Иной раз специально едешь в какой-нибудь знакомый дворик, чтобы постоять там и ощутить это наше любимое, московское, тепло-желтое излучение города.
- С точки зрения вашего героя Андрея, как бы вы стали рекламировать фильм «20 сигарет»? Какие слоганы выдвинули бы?
- Если бы я был Андреем, я бы на плакате напечатал такой слоган: «Один уже упал. Ты будешь следующим». У людей, особенно в нашем тщеславном и горделивом мире, справедливо будет возникать реакция: «Это я-то следующий? И как это он упал? И куда это он упал?» И на этот крючок, я уверен, должны попадаться тысячи. «20 сигарет» - многословная цитата, фильм-предупреждение. Думаю, оно будет услышано.
Беседовала Алиса СТРУКОВА
Источник: http://www.paradisegroup.ru/news/?event=1192184482&lang=en
|